Дотянуться до небес

Все мы родом из детства, и когда в зрелом возрасте у нас появляется возможность – стараемся претворить свои детские мечты в жизнь. Кто-то в юности мечтал о покорении горных вершин, кто-то грезил походами по морям-океанам на яхте, кого-то с ранних лет влекло небо. К последним относится и наш сегодняшний гость – генеральный директор ООО «Поморская лесопильная компания» Михаил Папылев.

Крылатые качели

– Сколько себя помню, мечтал быть летчиком. Причем именно летчиком-истребителем. Все лето проводил у бабушек в дерене. Во дворе деревенского дома специально ставили для многочисленных внуков качели. Качаясь, я всегда представлял, что нахожусь в кресле настоящего пилота, с грохотом отрываюсь от земли и взмываю в небеса. Мог на этой качели провести весь день, – улыбается наш собеседник.

Стремление к полетам и военной службе привело Михаила в ленинградское Суворовское училище. Но мечте о летной карьере было не суждено сбыться: перед выпуском он сломал ногу и явился на медкомиссию на костылях. Дорога в летное училище была закрыта.

– Это жизнь – так бывает. Пришлось демобилизоваться и вернуться на родину в Архангельск. Поступил в Архангельский государственный технический университет и стал получать вполне себе гражданскую – экономическую специальность.

Пробить облака

Мечту потихоньку заменила прагматическая реальность: дом, семья, бизнес. Но человек, однажды влюбившийся в небо и самолеты, остается верен своей любви всю жизнь.

Однажды Михаил увидел объявление о том, что в Вяземском учебном авиационном центре ДОСААФ можно за определенную сумму прокатиться на настоящем истребителе. Раньше в СССР было 27 таких центров, готовивших на боевых самолетах Л-39 летчиков-истребителей запаса, которые в военное время могли быть мобилизованы на защиту родины. В 90-х годах практически все центры закрылись, а центр в Вязьме, несмотря на трудности, продолжал свою работу. А выжил он лишь потому, что летчики-инструкторы создали пилотажную группу «Русь», и зарабатывали деньги, выступая на различных праздниках и авиашоу.

– Именно к этим людям я и приехал в феврале 2000-го. Стоило, кстати, это удовольствие немалые для начала двухтысячных 300 долларов. Копил полгода. Инструктор сразу поинтересовался: что я хочу получить от первого полета? Любые перегрузки, бочки, петли, говорю, хочу получить максимум впечатлений, – смеется наш герой. – Представьте себе низкую февральскую свинцовую облачность. И вот самолет взлетает, пробивает облака и прямо в глаза ударяет яркое солнце! Вокруг меня безграничный и бездонный голубой небесный океан, аж дух захватывает. Мое состояние в эти минуты, конечно, очень сложно описать – одним словом, впечатления на всю жизнь! В программе «аттракциона» было несколько виражей, пара фигур высшего пилотажа. Но и этого вполне хватило, чтобы оценить сколь непросто приходится летчикам в полете и какие они испытывают на высоте перегрузки.

– Прилетели на базу, а я еле на ногах стою, весь «зеленый», – вспоминает Михаил. Инструктор говорит: «Ну подыши кислородом». – Открыл аварийный кран в шлеме, подышал, чувствую, помогает с трудом. Но все равно остался в полном детском восторге от первого в своей жизни полета.

Небесные университеты

Пусть летной карьеры уже не будет, но отчего же не превратить тягу к небу не в работу, а в свое хобби. Правда второго полета Михаилу Николаевичу пришлось ждать восемь лет.

– К этому времени понял, что могу свое увлечение потянуть финансово, – рассказывает руководитель «ПЛК». – Вновь приехал в Вязьму, записался курсантом и начал обучение, чтобы получить свидетельство пилота. Выдали книги, учебные материалы, диски. Стал потихоньку осваивать устройство самолета. Сдавал теорию, «летал» на специальном тренажере. Все как в настоящей летной школе!

Без этих знаний даже нечего было думать о том, чтобы самостоятельно подняться в небо. Профессиональные пилоты шутят: не заставляйте летчика в полете думать. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Когда ты в небе, да еще и в сложных метеоусловиях, нужно держать в голове десятки летных параметров, не только отточив на практике каждый маневр, но и заучив действия в определенных обстоятельствах на зубок еще на земле.

– Если в гражданской авиации за борт отвечают два пилота, то летчик-истребитель справляется со всем самостоятельно: он и за радиста, и за штурмана, и собственно за летчика, – поясняет Михаил Папылев. – Так что именно в период обучения нужно довести свои действия до автоматизма. Только после того, как инструктор убедится, что ты полностью освоил «матчасть» и не подведешь на высоте, тебя допустят к настоящему самолету.

Но все равно первый полет (пусть и в кабине кроме тебя еще и наставник-инструктор) – это огромный стресс. К этому привыкаешь только со временем. Как и любая работа, летный навык нарабатывается частотой повторения. Поэтому таким важным фактором в авиации является показатель часов налета пилота. От этого, например, зависит квалификация летчика.

– Инструктор сидит сзади и постоянно твердит тебе: смотри скорость, высоту держи! Летишь и думаешь – ну нет, я это никогда не освою! – смеется собеседник. – Ощущения схожи с тем, когда впервые садишься за руль автомобиля. Но со временем привык, программу освоил и подготовился к первому самостоятельному вылету. Правда после этого из-за работы и всяких жизненных проблем «выпало» больше полугода. У меня просто не было в это время возможности ездить на аэродром и летать. Когда же вновь приехал в летный центр и сел в самолет, то понял – навык ушел, я полностью растренировался. Так обидно тогда стало: сколько сил потратил и все получается впустую?

Летные традиции

Но мечта на то и мечта, чтобы когда-нибудь, пусть и стиснув зубы, ее осуществить. Михаил вновь получил необходимые допуски к самостоятельному полету.

– У летчиков есть такая интересная традиция: после первого самостоятельного полета презентовать инструктору пачку сигарет. Так вот я купил пять блоков! Всем от инструкторов до буфетчиц, – улыбается герой. – Другая замечательная традиция заключается в том, чтокурсанту после своего первого полета не дают ступить из кабины на землю, а подхватывают на руки и стучат пятой точкой о носовую стойку самолета.

Но даже после такой серьезной школы нельзя говорить, что ты знаешь о пилотировании все. Настоящий летчик, говорят специалисты, должен учиться всю жизнь. Вот Михаил и учится: принимает участие в различных авиашоу, совершает перелеты по России и Европе, осваивает новые элементы высшего пилотажа.

– Понятно, что все, кто имеет подобное хобби, люди небедные. В вяземском центре самолеты арендованные у Министерства обороны. Чтобы ни от кого не зависеть, мы вместе с другими выпускниками центра решили купить собственную технику. Пока приобрели пять машин, – говорит Михаил Папылев. – Понятно, что самолет невозможно купить в обычном магазине. Приобретали на Украине списанную технику начала 70-х годов выпуска. Затем отдали их для восстановления на ремонтный завод. На капитальный ремонт самолетов ушло три года. Дооборудовали технику приборами и навигационными системами, используемыми в гражданской авиации. По сути, остался только старый корпус, вся агрегаты были заменены.

Шоу должно продолжаться

Установили даже так называемую систему дымного шлейфа, с которой пилотажной группе не стыдно показаться на любом авиашоу мира. Заодно познакомились с пилотажной группой из французского Дижона, летающей точно на таких же самолетах. Советовались с ними, чем еще дополнительно оборудовать «боевые» Л-39.

– У французов есть интересная «фишка»: их самолеты оборудованы наподобие военной техники тепловыми ловушками. В боевых условиях они призваны отвлекать от самолета ракеты с тепловым наведением. В мирной жизни, на авиашоу, отстрел ловушек очень эффектный элемент летной программы. Зрители воспринимают выброс ярких световых файеров на «ура», – поясняет Михаил Николаевич. – Хотели и сами установить подобную систему и на наши машины, но французы не раскрыли секрет, каким образом это можно сделать на Л-39. Пришлось самостоятельно придумывать, чем покорять публику на авиашоу.

– Признаюсь, первые выступления несколько лет назад иногда заканчивались для меня что называется «бумажным пакетом», – говорит летчик. – Пока вестибулярный аппарат не привыкнет к таким скоростям (от 200 для 700 километров в час) и нагрузкам приходится по-настоящему нелегко. Потом осваиваешься и выступление начинает приносить только радостные эмоции и выброс адреналина. Кстати, наблюдать за «бочками» и «петлями» пилотов с земли гораздо интересней, чем находясь в это же время в кабине самолета. Говорю вам как опытный теперь в этом деле человек.

С пилотажной группой «Русь» Михаил Николаевич принимал участие в крупнейшем российском авиасалоне «Макс», салоне гидроавиации в Геленджике, салоне гражданской авиации в Ульяновске, летал на шоу в Дании.

Сейчас пилотажная группа, в которой летает Михаил Папылев, называется «Регион», по имени своего основного спонсора. Первое выступление и презентация летного коллектива прошла в прошлом году в Ступино.

Зависим от погоды

Вообще, если хорошие метеоусловия, то полет доставляет массу удовольствия. Когда же погода за бортом портится, полеты ограничиваются. Л-39, к примеру, изначально не предназначены для полетов в условиях обледенения, так как не оборудованы противообледенительной системой, погодным локатором. И летчику перед вылетом всегда нужно четко сверяться с прогнозом погоды, чтобы не попасть, например, в грозу или под ледяной дождь.

В свое удовольствие

Бывают, разумеется, и забавные ситуации. Увлечение на то и увлечение, чтобы приносить радость. Похулиганить в небе серьезные в жизни мужчины тоже бывают не прочь.

– В прошлом году прилетели в Вельск, – вспоминает наш герой. – И ребята техники попросили прокатить: ну как откажешь! А возле аэродрома народ толпится. Ну я взлетел и над головами метрах в шести-восьми прошел. Покрутил «петли». В общем, доставил себе дополнительное удовольствие.

Не обходится экстремальное хобби и без интересных встреч. Например, на авиашоу в Таллине Михаил познакомился с полковником голландских ВВС, не раз совершавшим боевые вылеты в Ирак.

– Пилотажная тусовка достаточно небольшая и очень доброжелательная к новичкам, – говорит Михаил Николаевич. – Всегда можно поговорить, задать интересующие вас вопросы. С голландцами отлично пообщались, в качестве сувениров обменялись противоперегрузочными костюмами. Они летают на истребителе Ф-16 американского производства и экипировка соответственно тоже американская – пафосная, как в знаменитом фильме «Top Gun». А вот особых примет и ритуалов, которые нужно соблюсти перед полетом у летчика Папылева нет. Разве что с самолетом поговорить да в очередной раз погодную сводку проверить. Авиация учит не полагаться на какие-то суеверия, а рассчитывать только на себя и свою верную технику.

Новости России
Почему стоит побывать в Алма-Ате?
Новости Архангельска
Игорь Скубенко продолжает развивать свой Youtube канал
Новости Архангельска
В Северодвинске прошел «праймериз» «Единой России»
Новости Архангельска
Психическое здоровье – забота всего общества!
Новости Архангельска
Глава Северодвинска потребовал провести проверку в учебном заведении города
Новости Архангельска
Игорь Скубенко поручил найти место для посадки Аллеи Славы
Новости Архангельска
Администрация Северодвинска позаботится о братьях наших меньших
Новости Архангельска
Администрация Северодвинска рассмотрит возможность увеличения ассигнований на социальную поддержку ветеранов
Новости Архангельска
Игорь Скубенко отчитался о доходах за 2017 год
Новости Архангельска
Игорь Ивлев: Засекреченные архивы скрывают от нас правду о войне
Новости Архангельска
Более 400 портретов для архангелогородцев было изготовлено при поддержке благотворительного фонда «Аквилон Инвест»
Новости Архангельска
На праздники в Северодвинске наводят чистоту
Новости Архангельска
Помощь участникам "Бессмертного полка" окажет "Аквилон-Инвест"
Новости Архангельска
Экипаж «Северных конвоев» - память навсегда
Новости Архангельска
Чиновники отказались принимать работу из-за неубраного строительного мусора
Новости Архангельска
Ремонт в мастерской уникальных кукол под контролем городской администрации почти закончен
Новости Архангельска
Игорь Скубенко обратился к управляющим компаниям
Новости Архангельска
Проверь уровень своей финансовой грамотности
Новости Архангельска
Дотянуться до небес
Новости Архангельска
Придумай лучшее название для жилого комплекса и получи приз
Новости Архангельска
Администрация Северодвинска завела Инстаграм
Новости Архангельска
Соломбальский ЛДК сохранит своё прежнее название
Новости Архангельска
ФАН расскажет о взаимодействии Игоря Скубенко с жителями города
Новости Архангельска
Игорь Скубенко проинспектировал городских дорог
Новости Архангельска
Руководство Северодвинска продолжает помогать архангельскому журналисту Роману Соколову
Новости Архангельска
2 апреля стартуют продажи квартир во 2-й очереди ЖК «Green Park» в Архангельске
Новости Архангельска
Сегодня в 19:00 на площади Победы пройдет траурный митинг в память жертв страшного пожара
Новости Архангельска
Виктор Павленко поддерживает возрождение высшего морского образования в Архангельске
Новости Архангельска
Накануне дня выборов Северодвинск встал на борьбу со снежными заносами
Новости Архангельска
Северодвинск растет с новыми спортивными площадками
Новости Архангельска
В Северодвинске на выборах Президента РФ явка составила более 65%
Новости Архангельска
Игорь Скубенко: Сказанное губернатором воспринимаю исключительно как комплимент городу
Новости Архангельска
В Плесецком районе нехватка медперсоонала
Новости Архангельска
Виктор Павленко поздравляет прекрасную половину Архангельска и Поморья с 8 марта
Новости Архангельска
Александр Фролов: «Дворовый хоккей — это праздник спорта для всех»
Новости Архангельска
Игорь Скубенко не ревнует к Архангельску
Новости России
МИД РФ: Москва обеспокоена угрозами применения силы против Дамаска‍
Новости Архангельска
Виктор Павленко: В жизни всегда есть место подвигу
Новости Архангельска
Глава Северодвинска и гиппермаркет Макси договорились о возмещении ущерба
Новости Архангельска
Роману Соколову необходимы средства в борьбе с раком
Новости Архангельска
Ответ депутату ЗакСа Юрию Гладунову от губернатора
Новости Архангельска
Ивану Крапивину помогут нейрохирурги Петербурга
Новости Архангельска
Игорь Скубенко станет автором «колонки» в газете
Новости Архангельска
Медиа-дети побывали в гостях у главы
Новости Архангельска
Проект «Мысли вслух» в гостях у главы Северодвинска
Новости Архангельска
Игорь Скубенко решил искоренить кумовство в городской администрации
Новости Архангельска
Игорь Скубенко отказался от повышения оклада
Мировые новости
Оповестившее жителей Гавайев о ядерном ударе ведомство сочли жертвой хакеров
Новости России
Без Яровой и популизма: самые активные депутаты Госдумы
Новости России
«Касперский» обнаружил самый продвинутый троян под Android
Мировые новости
Баранец: после появления доказательств существования у России «Статуса-6» на Западе перестали смеяться ...
Новости Архангельска
В Поморье определили места для крещенских купаний
Новости России
Владимир Путин не будет участвовать в предвыборных дебатах
Мировые новости
Во Франции объяснили ситуацию с возвратом Россией царских долгов
Новости Архангельска
Доверенным лицом Путина в Поморье станет слесарь-герой с "Севмаша", певица и капитан "Водника".
Новости Архангельска
C Нового года жители Архангельска станут меньше платить за отопление и горячую воду
Новости России
Сенатор Виктор Павленко поддержал строителей
Новости Архангельска
Любовь Анисимова сотрудничает с институтами гражданского общества
Новости Архангельска
Уполномоченный по правам человека Любовь Анисимова добилась медобслуживания в ИВС Плесецка
Новости Архангельска
В Архангельской области началоcь создание реестра пунктов приема и отгрузки древесины
Новости Архангельска
Ежегодная всероссийская акция «День посадки леса»
Новости Архангельска
Кому достанется Архангельский лес.
Новости Архангельска
К новым источникам лесного сырья.
Новости Архангельска
В Архангельской области ликвидированы первые возгорания сухой травы
Мировые новости
В Румынии заявили, что США не перевозят туда ядерные бомбы из Турции
Мировые новости
Газманов не планирует опротестовывать запрет на свой въезд в Литву
Новости России
Ольга Сечина потребовала уничтожить все номера «Новой газеты» с расследованием о суперъяхте «Принцесса Ольга»
Новости России
В России создадут единую базу данных всех граждан
Мировые новости
Выгодные инвестиции в элитную недвижимость от "Дольче Вита Реал Эстейт"
Мировые новости
Москва и Анкара возобновили переговоры по «Турецкому потоку»
Новости Архангельска
"Всё понятно!" 17 июня 2016г
Новости Архангельска
"Всё понятно!" 16 июня 2016г
Новости Архангельска
"Всё понятно!" 15 июня 2016г.
Новости Архангельска
Архангельская область: в квартире гендиректора «МРСК Северо-Запада» Летягина прошли обыски
Новости России
Туристы не смогли улететь на Хайнань
Новости России
Медведев оценил мировые потери от киберпреступности в $0,5 трлн
Мировые новости
Минобороны ФРГ запретило Меркель пользоваться вертолетами
Мировые новости
Прокуратура Нидерландов анонсировала публикацию доклада о причинах крушения MH17 на Донбассе
Новости России
Владимир Путин представил Совбезу нового директора ФСО
Новости России
Ходорковский намерен вернуться в Россию и заняться политикой
Мировые новости
Мохаммед Али находится при смерти
Новости Архангельска
МРСК «Северо-Запада» пытается взыскать с жителей Архангельской области дополнительно 1,5 миллиарда рублей
Новости Архангельска
МРСК «Северо-Запада» предъявляет к оплате необоснованно завышенные объемы услуг
Новости Архангельска
Ревизия выявила крупный экономический ущерб оборонному заводу.
Новости Архангельска
Губернатор Архангельской области марионетка?
Мировые новости
США впервые за 13 лет нанесли удары на Ближнем Востоке с авианосца
Новости России
Иностранные журналисты, задержанные в Сочи, отпущены после беседы
Новости Архангельска
Губернатор Архангельской области лоббирует варягов?
Яндекс.Метрика